Обслуживание сплит-систем – основные рекомендации
Воспользовавшись практическими рекомендациями, каждый владелец вентиляционного прибора будет знать, как обслужить кондиционер самому?
Регулярное обслуживание кондиционеров заключается в очистке вентиляционных конструкций во внешнем и внутреннем блоках устройства.
Внутренние и внешние блоки устройства работают по принципу пылесоса, через них проходит огромное количество грязного воздуха. Через некоторое время осевшая на фильтрах и дренаже пыль полностью забивает их, что приводит к возникновению неполадок в работе сплит-системы. Поэтому рекомендуется регулярно производить очистку каждого блока системы вентиляции.
Причиной плохой работы вентиляционного оборудования может стать недостаточное количество фреона (охлаждающей жидкости), в результате чего компрессор находится под сильным давлением и резко снижается продуктивность работы системы кондиционирования. Полноценное обслуживание сплит-систем нужно проводить не реже трёх раз в год.
В процессе эксплуатации владельцу нужно уделить внимание правильной работе прибора. Если устройство плохо охлаждает (нагревает) комнату, то пришло время провести его очистку или проверку;
Проверка сплит-системы необходима также в том случае, если во время работы из устройства выходит тёплый воздух, или имеются признаки обмерзания радиатора внутреннего блока. О необходимости сервисного обслуживания свидетельствует и неприятный запах, исходящий от устройства во время его работы;
Чтобы предотвратить неполадки в работе системы кондиционирования, нужно поддерживать рекомендуемый температурный режим
Стоит отметить, что большинство кондиционеров не могут нормально функционировать при слишком низких температурах. Помните, что вентиляционное оборудование быстрее выходит из строя, если работает в максимальном режиме;
В обязательном порядке нужно проводить регулярную очистку фильтра внутреннего блока. Благодаря этому элементу радиатор вентилятора надёжно защищается от пыли. Ели эксплуатация кондиционирующего оборудования осуществляется в запыленных помещениях, то специалисты рекомендуют вмонтировать прокладки во внутренний блок, обеспечивающие качественную фильтрацию;
Чтобы выполнить эффективное очищение фильтра, необходимо промыть его под небольшой струёй тёплой воды. Такую процедуру мастера рекомендуют регулярно;
Если эксплуатация устройства осуществлялась неправильно, могут возникнуть протечки жидкости из дренажной системы. Неправильное использование часто приводит к ухудшению теплообмена и появлению на его поверхности наледи. По этой причине нужно постоянно следить, чтобы эксплуатация кондиционера осуществлялась только с фильтром;
Профилактическая проверка кондиционера проводится дважды в год, в специализированной сервисной службе. Она включает в себя полноценное обслуживание внутренних и внешних блоков прибора.
О необходимости сервисного обслуживания свидетельствует и неприятный запах, исходящий от устройства во время его работы;
Чтобы предотвратить неполадки в работе системы кондиционирования, нужно поддерживать рекомендуемый температурный режим. Стоит отметить, что большинство кондиционеров не могут нормально функционировать при слишком низких температурах. Помните, что вентиляционное оборудование быстрее выходит из строя, если работает в максимальном режиме;
В обязательном порядке нужно проводить регулярную очистку фильтра внутреннего блока. Благодаря этому элементу радиатор вентилятора надёжно защищается от пыли. Ели эксплуатация кондиционирующего оборудования осуществляется в запыленных помещениях, то специалисты рекомендуют вмонтировать прокладки во внутренний блок, обеспечивающие качественную фильтрацию;
Чтобы выполнить эффективное очищение фильтра, необходимо промыть его под небольшой струёй тёплой воды. Такую процедуру мастера рекомендуют регулярно;
Если эксплуатация устройства осуществлялась неправильно, могут возникнуть протечки жидкости из дренажной системы. Неправильное использование часто приводит к ухудшению теплообмена и появлению на его поверхности наледи. По этой причине нужно постоянно следить, чтобы эксплуатация кондиционера осуществлялась только с фильтром;
Профилактическая проверка кондиционера проводится дважды в год, в специализированной сервисной службе. Она включает в себя полноценное обслуживание внутренних и внешних блоков прибора.
Отметим, что полное обслуживание сплит-системы возможно только в специальном сервисном центре. Владелец кондиционера может лишь провести промывку и очистку некоторых деталей и конструкций вентиляционного прибора.
Как проверить муфту компрессора
Самая простая проверка муфты компрессора электромагнитного (старого) типа состоит из следующих шагов.
- Включить кондиционер. Обычно это делается с помощью предназначенной для этого кнопки на водительской панели управления. При этом должен активизироваться специальный индикатор. Как правило, это сигнальная лампа либо на самой кнопке либо на приборной доске.
- Во время включения кондиционера кроме упомянутого индикатора из-под капота должен быть слышен негромкий щелчок, сигнализирующий о том, что муфта кондиционера соединилась с его валом.
На большинстве японских, а также на многих европейских и американских машинах одновременно с этим также принудительно включается вентилятор радиатора кондиционера. Зачастую звук присоединения муфты в салоне не слышен, поэтому диагностику муфты необходимо проводить дополнительно.
В отключенном состоянии компрессора вращается только его шкив, а прижимная пластина находится на своем посадочном месте. В момент включения кондиционера происходит примагничивание пластины к шкиву, что обеспечивает его работу. Для проверки работы муфты существует два способа.
Проверка при включении
Для реализации такой проверки работоспособности автокондиционера необходимо запустить двигатель и открыть капот. После этого просто включить кондиционер. Проверку желательно проводить вдвоем. Один человек включает кондиционер, а второй находится у открытого капота и слушает наличие упомянутого выше щелчка. У некоторых автомобилей муфту можно просто увидеть. В частности, не саму муфту, а ту часть, которую вращает ремень. Соответственно, если щелчок есть — хорошо, если нет — необходимо проверять работоспособность муфты дополнительно.
Обратите внимание, что для некоторых немецких автомобилей данная проверка неактуальна в силу их конструктивных особенностей. В частности, это касается Mercedes A-класса, автомобилей Mercedes в кузове 220 различных классов, BMW Е60, Е65, Е87, а также автомобили Audi выпуска до 2003 года
Отсутствие упомянутого щелчка у данных машин обусловлено тем, что у них прижимная пластина вращается постоянно, а включение кондиционера (сцепление) происходит внутри его конструкции.
Проверка при выключенном двигателе
Аналогичную проверку муфты можно выполнить и при выключенном двигателе. Например, это целесообразно, если двигатель очень сильно шумит, а звук сцепления муфты достаточно слабый. Проверку нужно выполнять по следующему алгоритму:
- заглушить двигатель;
- отсоединить штекер от компрессора, тем самым обесточив его;
- с помощью дополнительного провода соединить плюсовую клемму аккумулятора с плюсовым разъемом на компрессоре (дополнительно нужно узнать, какой именно является плюсовым);
- если муфта исправна, то в момент описанного подключения она должна двигаться, издавая описанные выше негромкие щелчки.
Как проверить компрессор кондиционера автомобиля
На многих новых автомобилях вместо компрессоров электромагнитного типа устанавливают компрессоры постоянного вращения (так называемые нового типа). Они обычно имеют пластмассовый шкив (сделано это специально, чтобы при заклинивании ломалась именно пластмасса, и приводной ремень не слетел с ролика), который соединен с валом компрессора постоянно. Внутри шкива есть резиновый демпфер. При запуске двигателя компрессор сразу начинает работать.
Распространенной поломкой компрессоров постоянного типа является заклинивание их приводных валов. Причин этому может быть много, например, перегрев (в том числе перегрев/засорение радиатора кондиционера), попадание внутрь мусора или мелких металлических частиц и тому подобного мусора.
Проверку в данном случае можно выполнить лишь одним методом — демонтажом узла и его полной разборкой. Зачастую ремонт такого компрессора достаточно сложен, а порой и невозможен. Поэтому чтобы не допустить заклинивания компрессора желательно следить за нормальным состоянием системы кондиционирования автомобиля и ее отдельных частей.
Как проверить давление кондиционера в автомобиле
Для проверки давления в системе кондиционирования автомобиля необходимо воспользоваться специальной манометрической установкой (манометром) либо стендом. В частности, с помощью манометра необходимо проверить давление при работающем кондиционере.
Места и способ подключения зависит от конструкции конкретного автомобиля. Обычно в магистралях имеются специальные сервисные заглушки для подключения манометрической станции. Именно к ним и нужно подсоединять переходник манометра.
В процессе измерения важно знать, что при нормальной работе кондиционера давление в магистрали всасывания (низкого давления) должно быть в районе 2 бар, а в магистрали нагнетания (высокого давления) — 9. 12 бар
Если давление меньше, значит, необходимо проверить работу компрессора.
Проверка датчика автокондиционера
Основная задача датчика давления автомобильного кондиционера состоит в контроле значения давления в соответствующей системе. При превышении критической границы датчик подает сигнал на управляющий орган с информацией о том, что необходимо отключить вентилятор, а насос нагнетания давления (компрессор) отключается.
Проверке подвергается как сам датчик (визуальный осмотр на наличие механических повреждений), так и его электрическая и сигнальная цепи. Цепь датчика в большинстве автомобилей является отказоустойчивой, то есть, когда цепь датчика разомкнута, то вентилятор двигателя включается принудительно с помощью блока ЕСМ.
Проверка сопротивления цепи
Перед выполнением проверки необходимо выяснить местоположение датчика давления в системе кондиционирования. В зависимости от марки и модели автомобиля соответствующее место может отличаться. Дальнейший алгоритм проверки электрической цепи будет следующим:
- отсоединить электрические клеммы от датчика;
- установить электрический тестер в режим измерения сопротивления в диапазон, при котором возможно измерение сопротивления от 100 кОм и выше;
- щупами тестера необходимо прикоснуться попарно к клеммам датчика;
- при высоком давлении в системе кондиционирования значение сопротивления цепи датчика давления должно быть не менее 100 кОм, при этом цепь разомкнута;
- в случае если цепь не разомкнута (сопротивление меньше, или равно нулю), то датчик является неисправным и нуждается в замене;
- если в системе кондиционирования давление низкое, то аналогичное значение сопротивления не должно превышать 10 Ом, то есть, цепь замкнута;
- если цепь не замкнута — значит, датчик давления автокондиционера вышел из строя.
Если измерения цепи показали, что датчик исправен, необходимо выполнить дополнительную проверку на наличие короткого замыкания в его цепи.
Проверка короткого замыкания в датчике
Алгоритм соответствующей проверки будет следующим:
- при низком давлении в системе кондиционирования необходимо одним щупом тестера прикоснуться к одной из клемм датчика, а вторым — к «массе» (корпусу);
- если датчик исправен, то соответствующее значение сопротивления будет не менее 100 кОм (то есть, цепь разомкнута);
- если цепь замкнута — значит, датчик неисправен.
Датчик давления системы кондиционирования ремонту не подлежит и нуждается лишь в замене на аналогичный аппарат.
Как протестировать работоспособность компрессора кондиционера?
Если внутренний блок, вентилятор, гоняет воздух в комнате, а не холодит, а наружный блок не запускается- то может быть две поломки.
- Конденсатор менять надо
2. Компрессор «устал» совсем…
В данной статье мы опишем поиск неисправностей компрессора.
Очень часто при ремонте кондиционера грешат на компрессор, но в итоге дело может оказаться вовсе не в нём. Так как же правильно продиагностировать компрессор?
Однофазные компрессоры с пусковой обмоткой.
Чтобы получить доступ к контактам компрессора необходимо разобрать кондиционер так, чтобы был доступ к компрессору. Обычно контакты защищены крышкой, которая закручена винтом, найти её вы можете по проводам, которые подходят к компрессору. После снятия крышки вы увидите три контактных вывода на которые надете клеммы с проводами.
Необходимо снять провода и мультиметром измерить сопротивление между выводами. Ставим переключатель прибора на функцию измерения сопротивления (обозначается буквой Ω). Если мультиметр показывает бесконечно большое сопротивление между выводом С и остальными, то это означает обрыв, в случае встроенной защиты нужно убедиться что компрессор не перегрет и не сработала защита, в противном случае, и если защита внешняя-компрессор неисправен. Если сопротивление стремится к нулю это означает короткое замыкание и компрессор также неисправен.
Точное значение сопротивлений зависит от мощности компресссора, точности вашего прибора и может колебаться в пределах, примерно, 1-50 Ом. Сопротивление обмоток одинаковое, поэтому из схемы видно, что сопротивление между выводами М и С должно быть таким же как и между S и С, а между S и М в два раза большее.
В каждом компрессоре существует тепловая защита, но она может быть встроенная как на схеме или находиться под крышкой, рядом с выводами компрессора. Если она не встроенная, так называемая «таблетка», то её можно прозвонить отдельно и заменить в случае неисправности (она должна быть замкнута в нормальном состоянии, размыкается при достижении определённой температуры 90-120 °С ).
Сразу оговорюсь, что таким способом мы не сможем определить короткозамкнутые витки, для этого существуют другие приборы (но и они недостаточно стабильно определяют короткозамкнутые витки).
Измерение сопротивления изоляции мегомметром.
Обычным тестером проверить пробой изоляции не получится-он измеряет сопротивление используя низкое напряжение 3—9 В. Мегомметр позволяет измерять сопротивление более высоким напряжением 200-1000 В. Но всё равно предварительно необходимо «прозвонить» обмотки мультиметром, так как нельзя измерять сопротивление мегомметром при коротком замыкании обмотки на корпус.
На приборе можно выбрать напряжение которым будет измеряться сопротивление и время в течение которого будут тестироваться обмотки.
Измерять сопротивление необходимо между одним из трёх выводов на компрессоре и, например, медной трубкой выходящей из компрессора напряжением 250-500 В. Сопротивление должно находиться в пределах 7-10 МОм. Если нет, то также компрессор под замену.
Перед измерением внимательно изучите инструкцию к вашему прибору, используется высокое напряжение, поэтому при неправильном использовании можно получить удар электрическим током или вывести прибор из строя.
Трёхфазные компрессоры и компрессоры инверторных кондиционеров.
У трёхфазных компрессоров и у инверторов сопротивление между обмотками должно быть одинаковое, так как у них нет пусковой обмотки, а в остальном методика выявления неиспраностей такая же как и для однофазного компрессора.
Проверка при эксплуатации
Итак, кондиционер смонтирован и активно используется уже на протяжении года или больше. Учтите, что с каждым месяцев эксплуатации снижается общий срок службы сплит-системы. Ни одна климатическая техника не способна работать бесконечно, и кондиционер не станет исключением.
Поэтому перед каждым началом сезона использования рекомендуем провести комплексную проверку системы, чтобы узнать, в каком она состоянии. далее мы расскажем, как проверять кондиционер на работоспособность.
Плотно закройте окна в комнате, выключите систему отопления (если это невозможно), отключите системы принудительной вентиляции. Подождите около часа, затем воспользуйтесь комнатным термометром, чтобы узнать показатель температуры воздуха.
Далее включите кондиционер в режим охлаждения или нагрева (в зависимости от времени года). Подождите 20-30 минут. За это время аппарат должен добиться устойчивого понижения/повышения температуры воздуха до той цифры, которую вы указали при настройке режима работы. Чтобы это проверить, воспользуйтесь все тем же комнатным термометром.
Если заданная вами температура и фактическая температура в помещении отличаются, значит необходимо провести комплексное обслуживание кондиционера. Подробнее об этом прочтите в статье ниже.
Также можно проверить, работает ли компрессор — один из важнейших компонентов сплит-системы. Положите руку на наружный блок, вы должны почувствовать вибрацию. Также приложите руку к жалюзи внутреннего блока. Оттуда должен идти ощутимый поток воздуха. Если включен режим холода, то и воздух должен быть охлажденным.
При проверке различных режимов работы помните, что кондиционер не переключается мгновенно. Ему необходимо 10-15 минут, чтобы переключиться из одного режима в другой. Однако, если прошло уже более 15 минут, скорее всего, аппарат неисправен или нуждается в очистке.
Также рекомендуем прислушаться к аппарату во время работы. Если вы заметили, что кондиционер работает слишком шумно или издает посторонние звуки, которых раньше не было, это повод обратиться в сервисный центр.
Утечку фреона практически невозможно проверить в домашних условиях. Но вы можете обнаружить нетипичный характер работы вашего кондиционера. Например, избыточная или недостаточная интенсивность воздушного потока или внезапно возникающие теплые потоки воздуха при работе режиме охлаждения, и наоборот.
Диагностика устройства
Устроить разборку и переборку агрегата необходимо в том случае, если система кондиционирования стала работать с неполадками. Причин, по которым кондер не функционирует, может быть множество, начиная от выхода из строя электромуфты и заканчивая износом сальников. Прежде чем разобрать систему, необходимо проверить работоспособность всех ее элементов, поэтому сначала рекомендуем ознакомиться с признаками поломки.
Признаки
Следует отметить, что определить неисправность компрессорного механизма можно по внешним признакам, просто осмотрев устройства.
Какие симптомы свидетельствуют о его неработоспособности:
- Слабый воздушный поток, доносящийся из воздуходувов системы, определить этот признак можно и без разбора девайса. Заведите двигатель и дайте ему прогреться до рабочей температуры, после чего включите систему кондиционирования на полную мощность и проверьте работоспособность агрегата. Если воздушный поток слишком слабый, то причина также может заключаться в утечке рабочей жидкости из системы.
- Появление нехарактерного для работы кондера шума. Одной из причин в данном случае является именно компрессорный узел, однако шумность при работе кондера не обязательно связана именно с этой причиной.
- Звонкий стук. В отличие от шума, этот стук довольно громкий и его появление заметит любой автолюбитель. О том, появился ли стук, можно узнать при включении автокондиционера.
- Если вы будете более внимательны, то заметите, что система стала активироваться не так, как всегда. К примеру, если обычно после запуска кондера появляется щелчок, то теперь он будет отсутствовать.
- Задержка включения компрессорного устройства после активации системы кондиционирования.
- Еще один признак — масло в кондере стало иметь более зеленый оттенок. Это может сообщить о том, что в компрессорный узел попала влага. В том случае, если вы не успеете вовремя удалить влагу, это приведет к тому, что со временем она может стать льдом. Соответственно, лед закупорит капиллярный патрубок, в результате чего кондер будет регулярно перегреваться, а это, в свою очередь, приведет к поломке компрессорного механизма.
Причины
Какие причины приводят к поломке компрессорного устройства:
- Износ сальника. Этот элемент относится к категории расходных материалов, поэтому время от времени его в любом случае надо менять. Выход из строя сальника, как правило, связан с утечкой фреона из агрегата. В том случае, если в работе механизма появились механические неисправности, то, как правило, протекает либо сам сальник, либо место состыковки. Определить утечку сальника можно визуально, с помощью ультрафиолетовой лампы, но для этого заранее следует добавить в агрегат люминесцентную краску. При износе сальника приобретается ремкомплект и производится замена детали.
- Если при работе кондера появился шум, то это может свидетельствовать о выходе из строя подшипниковых элементов вала либо приводного шкива. Помимо этого, шум может быть обусловлен необходимостью натяжки ремня. Диагностировать такую неполадку можно путем поворачивания вала компрессора, при этом муфта должна быть отключена, а ремень немного ослаблен. Если вал будет поворачиваться тяжело, то причина, вероятнее всего, заключается именно в подшипниковом устройстве. В том случае, если вал поворачивается без особых усилий, то скорей всего, причина кроется в подшипниковом элементе вала.
- Одной из причин, по которым компрессорный механизм выходит из строя, является перегрев катушки. При регулярном перегреве компрессора катушка со временем начнет плавиться, что приведет к поломке устройства.
- Если причина неисправности заключается в появлении стуков, то скорей всего, проблема обусловлена погнутыми клапанами либо изношенными рабочими поверхностями поршней. Если причина заключается в этом, то можно попытаться заменить клапана или поршни, но обычно стоимость такого ремонта достаточно высокая, поэтому возможно, целесообразней будет заменить узел целиком (автор видео о замене подшипникового устройства в компрессоре SANDEN — vassilij pavliuk).
Неэффективная работа
Это одна из самых распространённых неисправностей, особенно заметная в жаркое время года. Кондиционер потребляет электроэнергию, но при этом не обеспечивает необходимый температурный режим. Возможные причины низкой эффективности:
Засорение воздушных фильтров. Они выглядят как небольшая плоская или барабанного типа сетка под передней панелью агрегата, и именно через неё в кондиционер попадает воздух. Фильтры собирают всю пыль в доме и предохраняют от неё радиатор внутреннего блока. Очистить их довольно просто — снять и промыть под проточной водой, потом высушить и поставить назад. Процедуру проделывают раз в две — три недели, а если пыли и копоти много, то ещё чаще. Иначе скорость обдува радиатора снизится, и он перестанет обеспечивать нужную температуру. Нарушение режима функционирования охладительной системы, в свою очередь, приведёт к обмерзанию медных трубопроводов. После отключения намёрзший лёд растает и из кондиционера закапает вода. В случае сильного засорения фильтров, грязь проникнет и в дренажную систему, а вода потечёт чуть ли не ручьями. И очистить все это безобразие можно будет только с использованием сильнодействующей химии
Важно! Максимальное количество промывок фильтра — 6–8 раз! Потом он теряет свои эксплуатационные качества.
Попадание пыли на крыльчатку внутреннего блока. Для устранения проблемы надо снять панель, и удалить пыль с крыльчатки
Засорение теплообменника наружного блока. Если в наружный блок попадает грязь, пыль, пух или шерсть с улицы, то повышается нагрузка на компрессор, он начинает перегреваться и вскоре может окончательно выйти из строя. Утечка фреона. Надо знать, что это происходит даже в случае самого профессионального монтажа, вследствие развальцовки соединения между блоками. И эту утечку надо регулярно (раз в два года) компенсировать дозаправкой хладагентом. Если этого не сделать, то уровень снизится до минимального значения и компрессор может заклинить по причине перегрева. Поскольку цена на новый равна половине стоимости самого кондиционера, допустить этого нельзя. Чтобы определить, сократился ли объем фреона, достаточно присмотреться к штуцерным соединениям внешнего блока — нет ли там льда или инея. Ещё одним показателем будет плохое охлаждение воздуха. Кроме того, утечку фреона может вызывать даже незначительная трещина после развальцовки провода. Свидетельством послужат потеки масла под кранами, потемнение теплоизоляции. При появлении таких тревожных признаков, лучшим выходом будет выключить агрегат и провести работы по устранению неисправности. Неадаптированный к зиме кондиционер. Многие модели, особенно от азиатских поставщиков, где температура зимой не падает ниже +8, не приспособлены к работе в условиях сильных морозов. И если пользоваться функцией зимнего обогрева с помощью неадаптированной модели, это существенно сократит ресурс компрессора. В итоге возникает холодная пробка, которая при переходе с режима обогрева на режим охлаждения мешает стеканию конденсата. Решается проблема установкой зимнего комплекта для подогрева и разогрева дренажной системы. Обледенение наружного блока. Оно случается, если сплит включается на обогрев при высокой влажности и минусовой температуре воздуха. Если он не оснащён системой авторазморозки, то его нужно ненадолго включить в режим охлаждения. Тогда оттаивание обеспечит тёплый воздух, перемещающийся наружу. В целом не рекомендуется включать агрегат при температуре ниже 10 С, так как масло внутри компрессора густеет, что повышает его износ. Неправильно выбрана мощность кондиционера, поэтому он не справляется с площадью помещения. В таком случае поможет только замена оборудования на более мощное.
Монтаж и заправка кондиционера
Во время установки сплит-системы длина фреоновой трассы в большинстве случаев составляет 5 м. На концах медных трубопроводов фиксируются гайки. Они необходимы для соединения труб с наружным и внутренним блоком при помощи ключа.
Трасса из меди заполняется хладагентом через наружный блок, где размещены трехходовые краны. Для этого на одном из них откручивается вентиль и подсоединяется коллектор с манометрами и вакуумным насосом, с помощью которого выполняется откачка воздуха из медных трубопроводов. После вакуумирования системы проверяется герметичность стыков с помощью мыльного раствора. Потом проводится заправка медной трассы хладагентом, предварительно перекрыв кран и подсоединив емкость с фреоном. Количество хладагента может контролироваться по весу, с помощью делений на баллоне или манометров (по давлению). Объем необходимого вещества обычно указывается в паспорте или на шильдике, размещенного на корпусе.
Работа кондиционера на холод
Нередко заправка, когда осуществляется ремонт кондиционеров в современном офисе или квартире, проводится через отверстия высокого и низкого давления, соответствующие выходу и входу компрессора. Чаще всего во время процесса используется вход при включенном компрессоре. Это позволяет ускорить процесс за счет растворения некоторого количества хладагента в масле. Процесс заправки завершается тестированием техники.