Что такое, для чего используется
Канализационный люк — это оборудование, предназначенное для защиты шахт и колодцев, инженерных коммуникаций, водосточных и канализационных систем от загрязнения, повреждения и для препятствия хищения коммуникационного кабеля. Пластиковые изделия используют для доступности обслуживания коммуникационных сетей и для безопасности пешеходов в местах, где расположенные колодцы.
Изготавливают пластиковые канализационные люки прессовым методом из вторичного полиэтилена высокого давления и полиэтилена низкого давления с применением модифицирующих добавок, в результате чего они имеют стойкую красивую окраску, устойчивы к осадкам, перепадам температур. Изготавливаются из прочного, экологически чистого материала безопасного для человека.
Состоят из крышки, которая открывается на 180 градусов и фиксируется болтами и корпуса. Крышки бывают плоскими и выпуклыми. Для предотвращения вскрытия и проникновения посторонних лиц к колодцам предусмотрено запорное устройство. Это самый дешёвый и подходящий вариант для применения их на территории дачных участков, индивидуальных домов, коттеджных городков, в садово-парковых зонах, тротуарах. Также их применяют при строительстве наружных коммуникационных сетей, стадионов, парков.
Какие бывают люки
Обычно люками закрывают колодцы, размещенные в местах изменения направления, разветвления и перепада по высоте трубопроводных магистралей — в этих точках трубы сваривают или спаивают. Поэтому данные участки обладают пониженной герметичностью и прочностью — следовательно, нуждаются в защите от вредного воздействия грунта, влаги, а также в периодическом осмотре. В зависимости от материалов изготовления, смотровые люки разделяют на следующие группы:
Чугунные. Традиционные люки из толстого и прочного металла со сроком службы до 80 лет, недостатками которых являются высокая стоимость и соответственно повышенный риск кражи «копейки». На изготовленные в заводских условиях люки из чугуна распространяется ГОСТ 3634-99, разделяющий изделия на несколько категорий по массе, наружному диаметру крышки и обечайки (кольца), глубине установки и выдерживаемым нагрузкам. Стандартный диаметр лаза всех изделий составляет 550 мм, масса колеблется от 45 до 150 кг, номинальная нагрузка самого прочного люка достигает 6000 кг (600 кН).
Помимо стандартной конструкции, люки из чугуна выпускают в следующих модификациях (цифровой порядок соответствует числу в их обозначении):
1 — общего предназначения;
2 — с запирающим замком;
3 — с выемкой в крышке для наполнения цементным или бетонным составом;
4 — с конструкцией крышки для поднимания специальными грузоподъемниками;
5 — с укрепленным анкерами или отливами корпусом;
6 — с двухсоставной крышкой;
7 — с крышкой на шарнирах;
8 — имеющие прямоугольный (квадратный) лаз.
Рис. 3 Маркировка и параметры люков из чугуна по ГОСТ 3634-99
Пластиковые. Как и во всех областях изготовления стройматериалов и комплектующих, индивидуальное малое производство и коммерческие фирмы всегда опережают неповоротливый государственный сектор, поэтому на строительном рынке представлены канализационные пластиковые люки разнообразного конструктивного исполнения, формы, цветов. Так как изделия на рынке являются относительно новыми, специальный ГОСТ для них не разработан, каждый производитель поставляет свою продукцию с индивидуальными диаметрами лаза, толщины и веса изделия. Типовые канализационные люки, изготовленные только из пластика, дороги, обладают низкой прочностью и практически не встречаются на рынке, из пластмассы делают только маленькие смотровые лючки ограниченного использования или отдельные крышки.
Рис. 4 Производство полимерно-песчаных люков – основные этапы
Полимерно-песчаные (ППЛ). Для изготовления легких и прочных люков из синтетических материалов используют технологию, состоящую в смешивании 3 основных элементов: полимеров (30%), мелкодисперсного песка (69%) и красителя на основе оксида железа (1%). Процесс изготовления состоит из следующих основных этапов:
- Закупленное вторсырье в виде полимерных отходов из пластиковых бутылок, пленки, дробится и очищается, после чего смешивается с просеянным песком и пигментом определенной окраски, основные цвета: черный, серый, коричневый, красный и зеленый.
- После помещения сырья в плавильно-нагревательный агрегат (АПН) с тремя зонами нагрева от 50 до 450 °С, на выходе получают готовую к формовке структуру сырья, в которой каждая частица песка покрыта полимером.
- Горячую массу взвешивают и погружают в пресс-форму, далее сжимают прессом с номинальным усилием около 150 тонн в течение 2 минут и затем охлаждают, после чего изделие готово к эксплуатации.
Для увеличения прочности крышки и кольца в процессе изготовления армируют, после чего полимерпесчаные люки способны выдержать нагрузки до 30 тонн.
Рис. 5 Размеры чугунных люков типа Л и Т по ГОСТ 3634-89
Монтаж
Установка разных видов полимерных изделий тоже имеет свои особенности. Так, люк полимерно-песчаный легкого типа монтируется на глубину 25-45 мм, а конструкции средней тяжести – на 60 мм. Сильнее всех углубляются тяжелые люки – их монтируют на 85 мм ниже уровня земли.
Процесс установки полимерной конструкции начинается с монтажа кольца (на бетонное перекрытие). Его заливают цементным раствором и оставляют до полного высыхания. Далее мастер устанавливает саму крышку люка.
Вокруг колодца (с небольшим уклоном) обустраивается отмостка. Она нужна для предотвращения проникновения влаги внутрь коллектора. обычно варьируется в пределах от 1 до 1,5 метра. Значительно облегчить процесс монтажа люка можно, купив изделие со специальными пазами для креплений.
“Высококлассные изделия под любые задачи”
Наша компания предлагает вашему вниманию полимерно-песчаные люки собственного производства с различными эксплуатационными и техническими характеристиками. Выставленный на продажу ассортимент формирует перспективу продуманного выбора полимерного люка для колодца в соответствии с дальнейшими условиями использования.
Сегодня вы можете купить полимерные люки для колодцев следующих модификаций:
Люк полимерный – Тип Л
Характеристики | |
Диаметр обоймы | 750 мм. |
Толщина крышки | 40 мм. |
Диаметр крышки | 630 мм. |
Высота обоймы | 115 мм. |
Масса изделия | 30 кг. |
3 т. | |
Стоимость (розница) | 800 руб./шт. |
Люк полимерный цена (оптовая) | 600 руб./шт. |
Лёгкий полимерпесчаный люк (Л). Данная модель предназначена для применения в качестве крышки колодцев различного типа, расположенных вне транспортных магистралей и дорожных участков с повышенной нагрузкой. Основная область использования полимерных люков этого типа – это ландшафтные периметры и придомовые территории.
Люк полимерный – Тип С
Характеристики – полимерно песчаного люка | |
Диаметр обоймы | 750 мм. |
Толщина крышки | 40 мм. |
Диаметр крышки | 630 мм. |
Высота обоймы | 115 мм. |
Масса изделия | 40 кг. |
6 т. | |
Стоимость (розница) | 900 руб./шт. |
люк полимерный цена – оптовая | 650 руб./шт. |
Полимерный люк среднего типа (С).
Эта популярная категория колодезных люков способна выдерживать весовые нагрузки до 6 тонн. Соответственно такие изделия можно использовать на дорогах со средней транспортной нагрузкой и в любых пешеходных зонах.
Люк полимерный – Тип Т
Характеристики – люк полимерный | |
Диаметр обоймы | 750 мм. |
Толщина крышки | 40 мм. |
Диаметр крышки | 630 мм. |
Высота обоймы | 115 мм. |
Масса изделия | 46 кг. |
15 т. | |
Стоимость (розница) | 1000 руб./шт. |
люк полимерный цена – опт | 700 руб./шт. |
Тяжёлый люк колодца полимерный (Т). Данная разновидность (нагрузка до 12 тонн) предназначена для использования без каких-либо существенных ограничений, включая установку на городских дорогах, автозаправках и других объектах со средней транспортной проходимостью за исключением скоростных автострад и магистралей.
Устройство и применение
Изначально колодцы выглядели, как простые ямы в земле, которые впоследствии стали укреплять каменной или кирпичной кладкой. После появления бетонных колец эта процедура заметно упростилась, хотя значительный вес отдельных элементов накладывал определенные ограничение на монтажные работы. Кроме того, по ходу эксплуатации стыки между бетонными кольцами начинают постепенно разрушаться, из-за чего вода в колодце загрязняется из-за попавшего грунта или стоков. Настоящим прорывом в области обустройства колодезных шахт стало появление полимерных изделий.
Пластиковые колодцы для воды
В зависимости от функции полимерные конструкции для воды разделяются на следующие виды:
Питьевые. Используются при сооружении обычных питьевых колодцев. Удобно то, что с помощью пластикового ствола можно реставрировать старые земляные, кирпичные или бетонные сооружения. Для этого подбирают пластиковые кольца меньшего диаметра, а пространство между новой и старой конструкцией заполняют песком.
Канализационные. Используются для сооружения автономной канализационной системы, когда центральные магистрали отсутствуют. Септики здесь можно не применять, так как дно канализационных пластиковых колодцев оснащено кинетами — специальными лотками на дне колодца, к которой подсоединяются трубы для равномерного отвода стоков.
Устройство пластикового канализационного колодца для воды
Дренажные. Эти пластиковые колодцы имеют схожее назначение с канализационными изделиями, однако кникеты на них обычно отсутствуют. Чтобы повысить степень очистки, дно сооружений рекомендуется оформлять равномерным слоем песка и гравия высотой 10 см.
Накопительные. Используются в качестве хранилищ для дождевой или питьевой воды. Стенки и днища накопительных колодцев делаются полностью герметичными. Для надежности стыковых участков конструкции этого типа стараются не заглублять ниже водоносного слоя.
Накопительный пластиковый колодец
В зависимости от особенностей конструкции пластиковые колодцы разделяются на сварные, сборные и бесшовные:
Сварные. Производятся из структурированных или двухслойных труб (они отличаются повышенной жесткостью). В основном сварными колодцами комплектуются канализационные системы.
Сварные пластиковые колодцы
Сборные. Предназначены для сборки на месте монтажа из отдельных составляющих. Чаще всего с их помощью организовываются дренажи, прокладываются кабельные и прочие коммуникации повышенной сложности.
Сборный пластиковый колодец
Бесшовные. Основными элементами этих колодцев является труба и донный фильтр. С их помощью обустраиваются питьевые колодцы путем погружения полимерной шахты внутрь водоносного слоя. Хорошая герметичность стен позволяет оградить воду от загрязнений.
Бесшовные пластиковые колодцы
Любой пластиковый колодец для воды состоит из ряда составных частей, гарантирующих его функциональность и безопасность.
К таковым относится:
- Дно. В различных по назначению моделях оно бывает глухое, сквозное или лотковое (литые направляющие водного потока).
- Тело. Небольшие в разрезе колодцы оснащаются пластиковыми гофрами, способными эффективно противостоять давлению почвы и температурным колебаниям. Если диаметр колодезной шахты превышает 100 см, ее обустраивают из пластиковых колец. Защитой от деформации конструкции при сжимании почвы служат дополнительные ребра жесткости.
- Горловина. Она присутствует в основном на смотровых пластиковых колодцах.
- Люк. Их конструкция может быть различной, в зависимости от назначения. Чтобы в колодезный ствол не попадал мусор и грязная вода, применяют полностью глухие люки. Ливневая канализация обычно комплектуется решетчатыми крышками.
Устройство пластикового колодца
Для монтажа пластиковых колодцев для воды подойдут только местности с оптимальным климатом и ландшафтом. Нижнюю часть таких конструкций не рекомендуется заглублять ниже шести метров, а для обратной засыпки должен применяться только мелкий гравий и песок. Не допускается наличие в районе установки подземных толчков выше 7 балов по шкале Рихтера. Существует также ограничение по температуре воздуха – она не должна опускаться ниже -50 градусов. Перед монтажом следует изучить нормативные требования по составу почвы.
4 Типы, основные параметры и размеры
4.1 Типы, основные параметры и размеры люков, их место установки указаны в таблице 1 и в приложении А.Тип люка выбирают в зависимости от места установки.Таблица 1
Тип (обозначение по EN 124) |
Наименование |
Полное открытие , не менее, мм |
Глубина установки крышки в корпусе , не менее, мм |
Масса общая, справочная, кг |
||
ЛМ*(А15) |
Легкий малогабаритный люк |
Зона зеленых насаждений, пешеходная зона |
||||
Л(А15) |
Легкий люк |
|||||
С(В125) |
Средний люк |
Автостоянки, тротуары и проезжая часть городских парков |
||||
Т(С250) |
Тяжелый люк |
Городские автомобильные дороги с интенсивным движением |
||||
ТМ(Д400) |
Тяжелый магистральный люк |
Магистральные дороги |
||||
СТ(Е600) |
Сверхтяжелый люк |
|||||
Ремонтная вставка |
Корпуса люков типов С(В125) и Т(С250) при ремонтных работах на дорогах (при наращивании высоты дорожного полотна) |
|||||
* Для подземных коммуникаций с глубиной канала до 600 мм от наружной поверхности крышки люка. |
4.2 По исполнению люки подразделяют:
1 — общего назначения (приложение А, рисунок A.1);
2 — с запорным замковым устройством на них (приложение А, рисунок А.2). Конструкция замкового устройства согласовывается с потребителем;
3 — имеющие в конструкции крышки углубление под заполнение бетоном класса не ниже В30 (приложение А, рисунок А.3);
4 — с устройством для подъема крышки с помощью стандартного грузоподъемного механизма. Конструкция устройства должна быть согласована с потребителем;
5 — с усиленной заделкой корпуса анкерными болтами или специальными приливами на корпусе (приложение А, рисунок А.4). Конструкция анкеров, приливов и их количество (не менее двух) согласовывается с потребителем;
6 — с крышкой, состоящей из двух частей (приложение А, рисунок А.5);
7 — с крышкой, шарнирно прикрепленной к корпусу;
8 — с квадратной или прямоугольной формой крышки и (или) корпуса люков.
4.3 Типы, основные параметры и размеры дождеприемников, их место установки указаны в таблице 2 и в приложении Б.Тип решетки выбирают в зависимости от места установки.Таблица 2
Тип (обозначение по EN 124) |
Наименование |
Площадь живого сечения , не менее, м |
Глубина установки решетки в корпусе , не менее, мм |
Масса общая, справочная, кг |
||
Дождеприемник малый |
Пешеходная зона |
|||||
Дождеприемник большой |
Автостоянки и проезжая часть городских автодорог |
|||||
ДБ2**(В125) |
||||||
Дождеприемник магистральный |
Магистральные автомобильные дороги с интенсивным движением |
|||||
ДМ2(С250) |
||||||
Дождеприемник сверхтяжелый |
Зоны высоких нагрузок (аэродромы, доки) |
|||||
ДС2(Д400) |
||||||
На дорогах (аэродромах) при продольных уклонах: * ДБ1 — 0,005;** ДБ2 — 0,005. |
4.4 По исполнению дождеприемники подразделяют:
1 — с минимальной шириной опорной части корпуса по контуру (приложение Б, рисунок Б.1);
2 — с минимальной шириной продольной опорной части корпуса, прилегающего к бордюру дороги (приложение Б, рисунок Б.2);3, 4, 5 — с минимальной шириной продольной опорной части корпуса, прилегающего к бордюру дороги, и одной правой (исполнение 2) или левой (исполнение 3), либо обеих (исполнение 4) коротких сторон;6, 7 — с минимальной шириной короткой опорной части корпуса, прилегающего к бордюру дороги (исполнение 5), или обеих коротких сторон (исполнение 6);
8 — с единым корпусом под две решетки (приложение Б, рисунок Б.3);
9 — с усиленной заделкой корпуса, для чего последний оснащается анкерными болтами или специальными приливами на корпусе (приложение А, рисунок А.4). Конструкцию анкеров, приливов и их количество (не менее двух) согласовывают с потребителем;
10 — с решеткой, шарнирно прикрепленной к корпусу.
4.5 Условное обозначение люка или дождеприемника должно состоять из слова «Люк» или «Дождеприемник», его типа, исполнения или нескольких исполнений, габаритных размеров лаза в сантиметрах и обозначения настоящего стандарта.Дополнительно в условное обозначение люка вводится обозначение инженерных сетей, для которых предназначен люк: В — водопровод; Г — пожарный гидрант; К — бытовая и производственная канализация; Д — дождевая канализация, ТС — тепловая сеть, ГС — газовая сеть, ГКС — городская кабельная сеть (в том числе ГТС — по согласованию с заказчиком).Примеры условных обозначений:легкого люка для сети водопровода с квадратной крышкой и размером лаза 60х60 см
Люк Л(А15)-В. 8-60х60ГОСТ 3634-99;
среднего люка для канализации с запорным замковым устройством и диаметром лаза 60 см
Люк С(В125)-К.2-60ГОСТ 3634-99;
ремонтной вставки для тяжелого люка любых исполнений и наименований инженерных сетей с диаметром лаза 60 см
Ремонтная вставка Р.Т-60ГОСТ 3634-99;
дождеприемника большого исполнения 2 с минимальной шириной продольной опорной части корпуса, примыкающего к бордюру дороги, с размером лаза 30х50 см для дорог с продольным уклоном 0,005
Дождеприемник ДБ1(В125)-2-30х50ГОСТ 3634-99.
Конструктивные особенности и стандарты производства
Независимо от типа применяемого материала, конструкция колодцев канализации одинакова. Сооружение представляет собой углубленную в землю цилиндрической формы шахту, на дне которой обустроена кинета – лоток для двух-трех труб со сточными водами.
Одним из обязательных условий применения и обустройства пластиковых колодцев для канализации является обеспечение свободного движения воды
Регулировать протяженность сооружения позволяет применение удлинителей и выдвижных шахт. Чтобы набрать необходимую длину сооружения, их состыковывают между собой, создавая прочное и герметичное соединение.
Нередко для наращивания конструкции используют и раздвижные модели удлинителя. Выполняя роль соединительных элементов, параллельно с этим они и служат продолжением стенки сооружения.
В зависимости от условий эксплуатации канализационные трубы могут иметь разную форму, изгибы и быть оснащены различными ответвлениями
Верхнюю часть колодца оснащают перекрытием с люком. При установке пластиковых колодцев вполне логичен выбор люков из полимеров, благодаря чему можно обеспечить одинаково большую долговечность всей конструкции.
Размеры пластиковых моделей соответствуют габаритам чугунных аналогов. При выборе люка ориентируются на его функциональные возможности.
В зависимости от степени выдерживаемой нагрузки все виды канализационных люков делят на 4 категории:
- Стандарт «А15» применяется для установки на зеленой зоне и пешеходных дорожках. Он выдерживает до полутора тонн.
- «В125» устанавливают на тротуарах и в парковых зонах и стоянках, где вес нагрузки не превышает 12,5 тонн.
- «С250» применяют при сооружении канализации, прокладка которой осуществляется под городскими дорогами. Изделия выдерживают нагрузку до 25 тонн.
- «Д400» наиболее прочные конструкции, способные выдерживать до 40 тонн, предназначены для автомагистралей.
Люки стандарта «А15» могут быть установлены непосредственно на шахту колодца, а их аналоги категории «В125», «С250» и «Д400» – на разгрузочное кольцо или выдвижную телескопическую трубу.
Крышка люка препятствует попаданию в шахту крупного строительного мусора и других инородных предметов, делая эксплуатацию сооружения более безопасной
Горловина является переходным элементом между шахтой и люком. Основное ее предназначение – принимать и компенсировать снаружи нагрузки, которые способны повредить шахту и подводящие к ней трубы. По этой причине она представляет собой гофрированную или телескопическую конструкцию.
Телескопическая часть шахты может выдвигаться, принимая наиболее удобное положение для осмотра состояния поверхности стен и осуществления доступа во время проведения ремонтных работ. Разгрузочное кольцо на обоих концах оснащено резьбой, благодаря чему соединение получается максимально герметичным.
В стенках сооружения предусмотрены отверстия для подведения вводной и выводной трубы.
Для предотвращения просачивания грунтовых вод в полость шахты или просачивания сточных вод из нее стенки колодца выполняют герметичными
В зависимости от размера конструкции колодцы бывают двух типов:
- Диаметром до 1 м с не обслуживаемой шахтой. Компактные инспекционные конструкции устанавливают при обустройстве на небольшой глубине.
- Диаметром свыше 1 м. Конструкция позволяет беспрепятственно обслуживать оборудование и при необходимости ремонтировать сооружение.
Сам колодец выполняют того же материала, что используют при производстве обыкновенных канализационных труб. Это может быть структурированный или двухслойный поливинилхлорид (PVC), полиэтилен (PE), полипропилен (PP).
Создаваемые с помощью современных технологий полимеры являются химически стойкими материалами, а потому не несут опасность окружающей среде
Не меньшей популярностью пользуются и модели, выполненные из гофрированного пластика. Такое решение упрощает задачу регулирования высоты резервуара и позволяет частично компенсировать нагрузку на дно, тем самым существенно продлевая срок эксплуатации сооружения.
Оба варианта колодцев выпускаются как с одинарными, так и с двойными стенками. Для противостояния сжиманию почвы снаружи изделия оснащают ребрами жесткости.
Классификация канализационных люков по материалу изготовления
Чугунные люки
Чугунные канализационные люки завоевали популярность благодаря прочности, практичности и долговечности. Чугунные люки с легкостью выдерживают экстремально низкие или высокие температурыы. Они также устойчивы к воздействию агрессивных антигололедных реагентов, горюче-смазочных материалов, солей и кислот. Недостаток чугунных люков – высокая стоимость.
Люки из чугуна устанавливают нагородских дорогах и автомагистралях, в погрузочно-разгрузочных терминалах и аэропортах, на стоянках тяжелой большегрузной техники, а также в местах прохождения весового контроля.
В зависимости от сферы применения чугунные люки делятся на следующие основные виды:
- Легкий канализационный чугунный люк. Тип – Л. Номинальная нагрузка легкого люка не больше 1,5 тонны. Устанавливается данный люк на газонах, тротуарах, пешеходных дорожках. Вес самого люка не превышает 65 кг.
- Средний канализационный чугунный люк. Тип – С. Нагрузка на средний чугунный люк составляет до 12,5 тонн. Испольюзуется в жилых зонах на тротуарах, стоянках легкового автотранспорта.
- Тяжелый чугунный люк. Тип – Т. Номинальная нагрузка на данный вид люка равна 25 тонн. Применяется тяжелый чугунный люк на автодорогах с интенсивным движением, расположенных в пределах городов.
- Тяжелый магистральный люк. Тип – ТМ. Лок с номинальной нагрузкой 40 тонн. Устанавливается тяжелый магистральный чугунный люк на скоростных дорогах и автомагистралях.
Пластиковые люки
Пластиковые люки изготавливаются из термопластичных полимеров методом литья под давлением. Для улучшения и повышения прочностных характеристик люки из пластика армируются стеклопластиковой арматурой или другими материалами.
Такие люки долговечны и экологичны, очень устойчивы к перепаду температур. Обладают небольшим весом. Их можно окрашивать в различные цвета. В отличии от чугунных люков у пластиковых отсутствует риск возникновения искры. Стоимость пластиковых люков на много меньше чугунных. Минус этих люков в том, что они не могут выдерживать очень большие нагрузки.
Полимерно-композитные люки
Такие люки производят на основе полиэфирной смолы, различных наполнителей и красителей.Армируются стекловолокном для повышения прочности люка.Эти довольно прочные изделия хорошо подходят для установки в городских парках и пешеходных зонах. Полимерно-композитные люки могут выдержать нагрузку до 40 тонн. Стоимость этих люков гораздо ниже чугунных, но выше пластиковых. Композитные люка также как и пластиковые довольно устойчивы к перепадам температур и удобны в эксплуатации.
Полимерно-песчаные люки
Полимерно-песчаные люки изготавливают из смеси полимеров с добавлением песка и оксида железа.Что делает их долговечными и практичными.Стоимость этих люков снижатся за счёт того, что часто в качестве полимерного сырья используют пластиковые бутылки и другие пластиковые и синтетические отходы.
Полимерно-песчаные люки обладают такими же плюсами, как и пластиковые и полимерно-композитные люки.
- долговечность;
- небольшой вес, по сравнению с чугунным;
- устойчивость к перепадам температур;
- большой срок эксплуатации;
- отсутствует риск возникновения искры;
- широкий диапазон цветовой гаммы;
- не подвержены коррозии;
При этом полимерно-песчаные люки самые дешёвые.
Но, при всех этих положительных характеристиках имеются и недостаки. Эти люки не способны выдерживать большие нагрузки. Полимерно-песчаные люки на 70% состоят из песка.
Различают три основных типа полимерных люков:
- Лёгкий люк. Тип – Л. Максимальная нагрузка достигает 6 тонн. Устанавливаются в парках, на пешеходных тротуарах.
- Средний люк. Тип – С. Нагрузка – 12 тонн. Устанавливаются люки на автостоянках, на проезжей части улицы.
- Тяжёлый люк. Тип – Т. Максимальная нагрузка – 25 тонн. Данные тяжёлые люки устанавливают на всех инженерных коммуникациях и городских дорогах.