Какие бывают электродвигатели в СМА LG?
Прежде чем начать ремонт электромотора своими руками, нужно выяснить — в чем исток проблемы. Корейский бренд ЭлДжи (LG) оснастил свои последние модели инверторными двигателями, отличающимися целым набором преимуществ:
- Из-за отсутствия щеток и прочих элементов, изнашивающихся вследствие трения, они гораздо надежнее — неполадки у них бывают нечасто.
- Быстро набирают скорость.
- Удерживают стабильность оборотов.
- Их работа почти бесшумна.
Производитель так уверен в инверторных электродвигателях, что предоставляет на них десятилетнюю гарантию. В некоторых моделях гарантия на электродвигатель достигает 15 лет. Предшественники инверторных ЭД — коллекторные аналоги, которые, имея трущиеся части, более склонны к поломкам.
Виды
Первое, что следует сделать перед началом диагностики, — это определить, двигатель какого типа установлен в вашей стиральной машине. Всего существует несколько видов двигателей, которые производители используют для оснащения стиралок. Представим краткую информацию о них в виде таблицы.
Асинхронный двигатель стиральной машины
Коллекторный двигатель стиральной машины
Бесколлекторный двигатель стиральной машины
Вид | Основные элементы конструкции | Достоинства | Недостатки |
Асинхронный | стартер и ротор |
|
|
Коллекторный | стартер, ротор, тахогенератор, электрощетки |
|
|
Бесколлекторный (прямого привода) | стартер и ротор |
|
|
Неисправности двигателя стиральной машины
В любой стиральной машине автомат требуется вращение барабана. Для этих целей используется двигатель.
Какие они бывают: коллекторные (80%), асинхронные и набирающие всю более популярность с прямым приводом:
Как управляет вращением электронный модуль?
Для этого генерируется напряжение, которое измеряется тахогенератором.Сравнивая значения заданные в памяти контролируется количество оборотов. Изменение направления вращения осуществляется при помощи двух реверсивных реле, которые переключаются в момент отсутствия напряжения. При перегрузке питание отключается, благодаря встроенному в обмотку тепловому предохранителю.Дефект отображается в виде кода.
Средняя наработка на отказ: 3000 циклов стирок или 10 лет эксплуатации.
Моторы выходят из строя довольно редко и это глобальная поломка, после которой стоит скорее купить стиралку, чем чинить старую.
Но сначала стоит проверить две вещи. Во-первых, просто мог слететь от вибрации ремень или просто порваться. Во-вторых, (не во всех моделях) слева есть электронная плата запуска, у которой со временем окисляются контакты. Она легко откручивается без разборки машины. Нужно зачистить контакты, протереть их спиртом или пропаять заново плату с деталями для улучшения контакта.
Неисправности коллекторного:
1.Повреждение и износ щеток. Характерные признаки поломки потеря мощности при большой загрузке белья, горелый запах при искрообразовании.
2.Замыкание и обрывы в обмотках статора и ротора. Вообще может не работать, снижение мощности, повышение температуры и как следствие срабатывание защиты термостата.
3.Износ и отслоение ламелей коллектора. Наблюдается нагрев корпуса, искры. Проверяем тестером на сопротивление соседних ламелях.Должно быть одинаковым около 0,2 Ом.При возрастании возможно обрыв обмотки.
Примерная схема:
Управление осуществляется симистором платы.В зависимости от величины напряжения скорость вращения будет меняться. Популярные производители:INDESCO, WELLING, C.E.S.E.T., SELNI, SOLE, ACC. Технические характеристики:
Номинальное напряжение: 220В Номинальная мощность 500Вт Скорость отжима 1000 оборотов в секунду Сопротивление статора 1,6 Ом ±10% Сопротивление ротора 7,0 Ом ±10% Электрическое сопротивление обмотки тахогенератора 70 Ом ±5%
Теперь про асинхронный PowerDrive, который используется в Bosch и Siemens.
— результат стирки: A+/A/A — высокое число оборотов: действительно 1600 об/мин — быстрая стирка — долгий срок службы — малый дисбаланс при отжиме
Как проверить асинхронник
НЕ РАБОТАЕТ НА НИЗКОЙ СКОРОСТИ/ВЫСОКОЙ СКОРОСТИ:
— измерьте сопротивления обмоток. Если сопротивления в норме, проверьте конденсатор.
НЕ СТАБИЛЬНАЯ РАБОТА (перегрев и отключение его термопредохранителем):
— запустите до тех пор, пока не возникнет проблема и измерьте сопротивление обмоток.
ВЫБИВАЕТ АВТОМАТ ИЛИ ЗАЩИТНОЕ УСТРОЙСТВО ДОМОВОЙ СЕТИ:
— проверьте, нет ли обмоток / компонентов имеющих утечку на корпус при помощи мегаомметра с минимальной шкалой 40 MОМ. Проверьте сопротивление между каждым контактом и корпусом (норма – бесконечность (∞) или более 10 МОМ).
ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ ШУМА (Подшипники -магнетизм -приводной ремень):
— отсоедините приводной ремень, чтобы определить источник шума. Проверить работоспособность конденсатора (если нет возможности измерить емкость — заменой)
НЕ ЗАПУСКАЕТСЯ НА НИЗКОЙ И ВЫСОКОЙ СКОРОСТИ (ГУДЕНИЕ):
— с помощью измерителя емкости проверить номинальную емкость конденсатора.
ИНОГДА НЕ УДАЕТСЯ ЗАПУСТИТЬ НА ВЫСОКОЙ СКОРОСТИ (недостаточно емкости):
— с помощью измерителя емкости проверить номинальную емкость конденсатора.
— с помощью омметра (измерителя емкости) проверьте, не пробит ли конденсатор, а также его номинальную емкость
Прямой приводом (DD) — нет ремня и щеток. Плюсы — более высокая надежность, меньше шума при вращении. Минусы — дороже в ремонте и стоимости.
Причины неисправности
Владельцев новых моделей LG данная статья не заинтересует — инверторные моторы ломаются крайне редко. А вот обладатели старых версий СМА нередко сталкиваются с проблемной работой движка. Чтобы узнать, нужна ли замена двигателя в стиральной машинке, выполняют последовательность действий:
- демонтаж;
- разборку электродвигателя;
- проверку работоспособности.
В зависимости от результатов проверки становится понятно, что вам предстоит — ремонт двигателя стиральной машины LG своими руками, обращение к мастеру или замена изношенного устройства. Возможные неисправности коллекторного двигателя:
- Износились щетки. Процесс износа ускоряется при регулярной перегрузке барабана. Негативно влияет и отжим на высокой скорости.
- Короткое замыкание может привести к обрыву статорных и роторных обмоток. Движок не может из-за этого работать на полную мощность, падают обороты. Падение вращающей силы может закончиться полной остановкой устройства. Проблемные обмотки приводят к перегреванию корпуса электромотора — из-за этого срабатывает термозащита, останавливающая работу ЭД.
- Износ ламелей. Это происходит из-за постоянного трения электрощеток. ЭД работает нестабильно, теряет свою мощность.
По статистике сервисных центров, ремонт моторов производится чаще всего из-за изношенных щеток. Второе место занимают проблемы с обмотками, замыкают тройку лидеров стертые ламели.
Причины неисправностей двигателей стиральных машин.
Наиболее часто электродвигатель может иметь следующие причины неисправностей
- Выход из строя щеток электродвигателя;
- Выход из строя ламелей;
- Обрыв ротора или статора.
Неисправности щеток электродвигателя
В первую очередь нужно осмотреть щетки двигателя. Они изготовлены из графита, постоянно подвергаются трению о коллектор. Поэтому очень часто выходят из строя. Если машина проработала уже несколько лет, их обязательно надо проверить.
Они могут выходить из строя и если стиральную машину эксплуатировать с нарушением правил пользования. Например, если постоянно перегружать бельем бак машины. Щетки следует внимательно осмотреть. Они не должны быть очень короткими по сравнению с новыми графитовыми щетками. На них могут быть трещины и сколы.
Если при работе двигателя наблюдается сильное искрение, щетки надо заменить. Надо также помнить, что и новые щетки могут какое-то время искрить. Это происходит из-за того, что они еще не притерлись к деталям двигателя. Можно произвести замену щеток на новые с профилактической целью, и не ждать пока они совсем износятся.
Отслаивание или поломка ламелей
Ламели представляют собой небольшие пластинки и служат для передачи тока от обмотки ротора в двигатель. Они могут отслаиваться из-за сильного перегрева, в случае неправильной эксплуатации стирального агрегата. Так как они приклеены к ротору, то в этом случае они могут просто отклеиться. Если при медленном вращении ротора руками, слышен треск, то по всей вероятности с ламелями проблема.
Двигатель в таком случае может заклинивать. Небольшое отслаивание ламелей можно устранить дома при помощи мелкой наждачной бумаги. В мастерской такой дефект устраняется при помощи специального станка.
Ламели могут иметь еще одну поломку, это – обрыв провода, идущего от ламели к обмоткам ротора. Обычно это происходит в месте ее крепления. В этом случае можно устранить неисправность при помощи паяльника. Обнаружить такой дефект можно, если слегка пинцетом подергать каждый проводок.
Неисправности ротора или статора
Чаще всего это бывает, если произошло замыкание или обрыв обмоток. При этих неисправностях двигатель может вообще не работать. Во время работы машины может наблюдаться снижение мощности. При короткозамкнутых обмотках происходит очень сильный нагрев мотора. Нормой является температура в районе 80 градусов. В случае ее повышения до 90 градусов, сработает защита, в которой задействован термостат, и двигатель перестанет работать.
Проверка обмоток на обрыв или замыкание выполняется с помощью мультиметра. Прибор должен находиться в режиме измерений сопротивлений. Следует замерить соседние пары ламелей. Оно должно быть везде одинаковым, но не менее 20 и не более 200 Ом. Сопротивление менее 20 Ом может свидетельствовать о коротком замыкании обмоток.
Сопротивление намного больше 200 Ом до бесконечности, говорит об обрыве обмоток. Следует проверить отсутствие замыкания между ламелями и железом ротора. Прибор должен находиться в режиме прозвонки. В случае появления сигнала зуммера, можно сделать вывод о замыкании между витками обмотки.
На наличии короткого замыкания следует проверить и обмотку статора. Если мультиметр не издает звука, значит, замыкания нет. При появлении звукового сигнала, делается вывод о межвитковом замыкании.
Двигатель, имеющий прямой привод
Двигатели этого вида применяются в стиральных машинах типа LG и Samsung.
Соединение с барабаном осуществляется без ремня, напрямую. В них предусмотрена система диагностики. Результат диагностики выводится на дисплей машины в виде кода. По нему можно диагностировать некоторые виды несложных поломок. Но более сложные неисправности придется устранять в сервисном центре.
Причин поломки стиральной машины автомат может быть много. Самые распространенные из них: ошибки потребителей, допущенные при эксплуатации, неправильная загрузка белья, некачественные моющие средства для стирки, заводской брак во время производства, слишком жесткая водопроводная вода и т.п.
Выйти из строя может любой элемент бытового прибора. В зависимости от серьезности неисправности, может потребоваться простой ремонт стиральной машинки, который производится в домашних условиях самостоятельно. В более серьезных случаях придется обращаться за помощью к профессиональному мастеру, который сможет установить причину и произвести сложный ремонт.
Самая важная часть стиральной машины – двигатель. Главная его задача – вращение барабана. Его поломка может произвести к серьезной проблеме, вплоть до выхода из строя всей стиральной машины автомат.
Как поменять щетки?
С вероятностью в 80 % можно утверждать, что поломка коллекторного движка связана с его щетками. Срок службы щеток — около 3–5 лет. При интенсивной эксплуатации стиралки замена может потребоваться еще раньше — года через два. Именно поэтому именитая корейская фирма перешла на инверторные моторы. Это делает СМА дороже, но зато и многократно надежнее.
Поменять щетки сможет любой домашний умелец. С учетом затрат времени на демонтаж движка весь ремонтный процесс займет от силы полчаса. Вы можете пригласить мастера, но услуга обойдется вам примерно в 2500 рублей. Да за щетки придется заплатить рублей 500. Цена вопроса — 3000 рублей. Но вы можете сэкономить, заменив изношенные запчасти самостоятельно:
- Отсоединив проводок с клеммой, нажимают на контакт, чтобы вытащить щетку.
- Оцените степень износа элемента. Нужно менять? Тогда берите новую запчасть — ставьте на место посадки. Опустив контакт, присоедините клемму.
Некоторое время ЭД работает шумновато — пока происходит притирка новых щеток.
Как проверить исправность
В сборке стиральной техники применяют только инверторные (прямоприводные) и коллекторные агрегаты. Чтобы определить их состояние и выявить возможную неполадку, стоит ознакомиться с процессом выполнения диагностики поэтапно. Сначала разберемся, как работают составные элементы «сердца» машинки:
- Статор — железные пластины, между которыми обмотки из меди. Эта деталь неподвижна, но заставляет ротор вращаться под взаимодействием его магнитного поля со своим.
- Ротор состоит из коллектора, сердечника, обмотки. Элемент действует на щетки, передающие напряжение на коллектор.
- На корпус установлен таходатчик. Он фиксирует скорость оборотов и передает информацию основному модулю. В результате модуль контролирует вращение в зависимости от выбранного режима стирки.
Асинхронный тип
Этот агрегат уже не ставят в современные стиралки, потому что уровень его КПД не высок. Имеет простую, но надежную конструкцию, поэтому редко выходит из строя. Провести домашнюю диагностику непросто, потому что механизм напрямую присоединен к барабану. Частыми причинами поломки являются износ подшипников, обрыв обмотки двигателя, нарушение изоляции.
Чтобы сделать диагностику, асинхронный агрегат извлекают из корпуса, предварительно отключив машинку от сети. Далее:
- откручивают винты;
- с помощью карандаша делают отметки, как должны располагаться крышки относительно корпуса;
- выкручивают два болта, снимают вентилятор;
- убирают крышки двигателя после откручивания винтов;
- сначала осматривают ротор: если он оплавился или почернел, требуется замена запчасти;
- мотор ломается при межвитковом замыкании в статоре (видно по выгоревшему лаку изоляции). Если при визуальном осмотре поломок не выявлено, то механизм проверяют мультиметром, который показывает целостность рабочей и пусковой обмоток. Когда прибор показывает даже минимальное сопротивление, это признак пробоя обмотки. В такой ситуации запчасть придется сдать в сервисный центр.
Прямоприводной тип
Самостоятельно обнаружить неисправность непросто. Рекомендуется воспользоваться системными тестами, если они поддерживаются конкретной моделью машины. При проверке на дисплее появляются коды, расшифровка которых поможет идентифицировать поломку и понять, пригодится ли помощь мастера сервисного центра.
Если нужно вынуть мотор для детального осмотра, то схема этой процедуры будет выглядеть так:
- Отключить прибор от источника питания.
- По периметру корпуса выкрутить болты, снять заднюю крышку.
- Выкрутить винты под ротором, которые удерживают проводку.
- Вынуть центральный болт, на котором держится ротор. Чтобы последний не двигался, придерживать рукой при откручивании болта.
- Убрать сборку ротора. За ней — статорная сборка на 6 болтах.
- Крепления открутить от статора, отсоединить разъемы проводки.
- После этого провести осмотр на предмет неисправностей по примеру асинхронного механизма.
Коллекторный вид
Двигатель центрифуги стиральной машины-полуавтомата или автомата функционирует на ременной передаче с барабаном, легко вынимается из корпуса. Ставится на агрегаты «Аристон» (Ariston), «Индезит» (Indesit), «Самсунг» (Samsung), «Занусси» (Zanussi), «Атлант. Для диагностики используется следующая схема:
- Открутить заднюю/переднюю стенку (зависит от модификации стиральной машинки).
- Из-под бака вынуть мотор. Электрическая составляющая агрегата на клеммах, которые легко размыкаются.
- Теперь нужно последовательно соединить ротор и статор, а потом дать напряжение в 220 В на концы. Если агрегат работает, а автоматический трансформатор слабо нагревается, это говорит об отсутствии неполадок.
- Для диагностики применяют автотрансформатор с мощностью больше 0,5 кВт. Если сделать запитку посредством статорной и роторной обмотки, то процедура будет безопаснее (контроль частоты оборотов).
Двигатель — главный составной элемент стиральной машины, поэтому к его проверке следует отнестись серьезно. Если диагностику выполнить неправильно, это повлечет за собой полную замену механизма. При обнаружении поломки лучше обратиться за помощью в сервисный центр.
Плохо
Интересно
1
Супер
1
Проверка статора
Так же, как и при проверке ротора, здесь тоже необходим мультиметр, который должен определить межвитковое замыкание с помощью сигнала, издаваемого при поочерёдном замыкании всех концов проводки.
Необходимо также проверить машинку на пробои проводки. Для этого следует замкнуть одним концом мультиметр с корпусом стиральной машины, а другим поочерёдно замыкать по проводкам. Появление звука говорит о том, что нарушена изоляция и машинка может ударить током.
Виды двигателей
При разборке и ремонте двигателя стиральной машины нужно учитывать его тип и соответствующие особенности конструкции. Всего известно три вида:
- Коллекторный.
- Асинхронный.
- Инверторный.
Первый тип – самый простой, это – металлический корпус, в котором находятся статор, ротор и тахометр. Для установления контакта между мотором и ротором в конструкцию также входят две щетки, они подают на якорь ток, создается магнитное поле и начинается вращение. Скорость последнего напрямую зависит от напряжения в сети. Такой мотор устанавливается в нижней части стиральной машины и соединяется ремнем со шкивом. К минусам коллекторного двигателя относятся щетки, стирающиеся со временем и ремень, который рвется или растягивается.
Асинхронный тип сегодня практически не встречается. Он бывает двухфазный и трехфазный, состоит из неподвижного статора и ротора, вращающего барабан с помощью ремня. Он просто сконструирован, неприхотлив, имеет низкую стоимость, легко ремонтируется. К недостаткам относится низкая мощность, из-за которой барабан в любую минуту может начать вращаться гораздо слабее и совершать неполные обороты. Это серьезно влияет на качество стирки. Именно поэтому асинхронный двигатель сегодня практически забыт и не используется.
Инверторный мотор – это инновационная технология, согласно которой двигатель устанавливается на барабан и вращает его напрямую. В конструкции отсутствуют щетки и ремень, это делает мотор более надежным и долговечным. Благодаря такому решению стиральная машина становится очень тихой, при отжиме практически не вибрирует. Такие двигатели практически не ломаются, на них распространяется расширенная гарантия – 10 лет и более, в зависимости от производителя.
Проверяем работоспособность механизма
В продаже присутствуют машинки только с инверторными и коллекторными двигателями, поэтому рассмотрим именно эти две разновидности, асинхронный опустим.
Ищем поломку прямоприводного двигателя
Инвертор не предназначен для ремонта в домашних условиях. Самый верный вариант — попробовать системное тестирование, если ваша модель машинки на такое способна.
Самодиагностика выдаст код неисправности, его расшифровка и поможет понять, где проблема и нужны ли услуги мастера.
Способ тестирования и коды ошибок для каждой машинки свои. Перед тестированием нужно освободить барабан от белья и плотно закрыть люк
Если все-таки захотели снять инвертор, придерживайтесь правильного алгоритма:
- Отключаем прибор от электросети. Рекомендуется подождать несколько минут, чтобы все элементы окончательно обесточились.
- Выкручиваем болты, снимаем заднюю панель.
- Находим под ротором винты, которыми прикреплена проводка, выкручиваем их.
- Перед отсоединением проводов фотографируем или зарисовываем их, чтобы потом правильно подсоединить все источники питания.
- Снимаем центральный болт, который держит ротор. В процессе нужно придерживать ротор, чтобы предотвратить вращение.
- Снимаем сборку ротора, а за ней — статора.
- Отсоединяем все проволочные разъемы.
Теперь можно осмотреть двигатель. Основательно протестировать работу инвертора вряд ли получится. Что можно сделать? Проверить целостность обмотки ротора.
Часто в таких двигателях ломается датчик Холла. Работоспособен ли он — это можно выяснить только в условиях мастерской, если заменить деталь на новую.
Проводим диагностику ременной передачи
Чтобы проверить коллектор, нужно сначала достать его из корпуса. Для чего снимаем заднюю панель, рассоединяем провода и выкручиваем болты. Допустимо подковырнуть отверткой в местах крепления болтов, где часто наслаивается грязь и происходит залипание.
Теперь приступаем к диагностике. Соединяем по схеме провода обмотки статора и ротора. Подключаем все это к электричеству. С прибором все в порядке, если ротор начал вращение.
Этот способ проверки имеет свои особенности: невозможность потестировать работу двигателя в разных режимах плюс есть риск замыкания от прямого подключения
Чтобы избежать замыкания, в эту схему можно подключить балласт в виде ТЭНа. Балласт подключаем со стороны ротора. Он начнет греться, тем самым защитит двигатель от сгорания.
Коллектор — конструкция из нескольких частей и они все требуют проверки. Первые на очереди — пресловутые щетки. Они расположены по бокам корпуса. Достаем их и осматриваем.
Если они изношены, нужна замена. Явный признак такой необходимости — двигатель искрит при вращении. Чтобы купить новые щетки, возьмите с собой старые и запишите информацию о модели стиралки.
Следующий элемент — ламели. Они служат проводниками-передатчиками тока к ротору. Эти детали приклеиваются к валу и в случае заклинивания мотора не исключена их отслойка.
Если вам доступен токарный станок, на нем можно устранить небольшие отслоения. Не забудьте вычистить стружку мелкой наждачкой.
Уделите пристальное внимание заусенцам и отслоениям на ламелях, они нередко и являются причиной неудовлетворительной работы двигателя стиралки
Теперь приступим к обмоткам статора и ротора. Если в них появилось замыкание, коллектор нагревается, что вызывает срабатывание термистора. Результат — теряется мощность или вовсе прекращается работа механизма. Обмотки тестируем мультиметром в режиме сопротивления.
Статор проверяется в режиме зуммера. Концы проводки поочередно тестируются щупами. Если не следует никакого сигнала, с деталью все в порядке. Определить место замыкания можно, подсоединив один щуп к проводке, а второй — к корпусу.
Щупы прикладываются к ламели двигателя. Дисплей показывает меньше 20 Ом — имеем замыкание, больше 200 Ом — обрыв обмоток
Если прибор молчит, это нормально. В случае обнаружения поломки, для самостоятельного ремонта нужно будет создавать новую обмотку, а для неспециалиста это сложно.
Если все-таки нужна замена двигателя, обычно для этого достаточно просто установить новую деталь на место старой. Не забудьте после всех манипуляций включить машинку и проверить ее работу.
Почему не работает двигатель стиральной машины
Работа мотора обеспечивает нормальное вращение бака и барабана через ремень привода. Чтобы разобраться в причинах поломки, выясните, какой тип двигателя находится в вашей стиралке. Эта информация указывается в технической документации.
- Коллекторные. На сегодняшний день встречаются чаще всего. В состав входят статор и ротор, таходатчик, две щетки. Основные преимущества: стабильная работа от переменного и постоянного тока. Недостатки: требуется регулярная замена щеток.
- Асинхронные. В современных моделях не встретишь подобный тип мотора. Но если ваша стиральная машина (СМ) выпущена до 2000 года, возможно, там установлен асинхронник. Двухфазный узел состоит из неподвижного статора и ротора. Плюсы конструкции — в простом обслуживании и тихой работе. А минусы — в больших габаритах и низком КПД.
- Инверторные с прямым приводом. В основе также лежат ротор, статор, таходатчик. Но принцип работы другой. Инвертор напрямую крепится к баку и не нуждается в наличии ремня. Такой подход позволяет избежать многих проблем с эксплуатацией.
Как только вы определите разновидность мотора, приступайте к поиску причины, по которой он не запускается.
Износ щеток. Подобная неисправность характерна для коллекторных моторов. В конструкции есть две щетки, которые передают ток с внешней цепи на ротор, вызывая его вращение. Их графитовые стержни постоянно находятся в контакте с поверхностью ротора, отчего изнашиваются. При этом вы можете чувствовать горелый запах или уловить искрение.
Проблема в обмотках. Если двигатель не включается либо работает на малой мощности, с заминками, осмотрите обмотки. Причина может быть в коротком замыкании или обрыве. При обрыве происходит перегрев узла, от чего защитные термодатчики отключают его работу.
Отслаивание ламелей. Неполадки с ламелями указывают на неправильную эксплуатацию техники. Причина может быть в обрыве шнура с роторной обмоткой. Хуже, если покрытие отслоилось из-за нагрева. Такое происходит при коротком замыкании (КЗ), блокировке подшипников.